Виды охлаждающих жидкостей.

   В наше время, обычно, для отвода тепла используют две жидкости: воду или антифриз (тосол).

   Вода.

   Вода,  как  охлаждающая  жидкость,  отвечает  всем  требованиям,   за исключением:

-          недостаточная температура кипения (100°С);

-          достаточно высокая температура кристаллизации (замерзания 0°С);

-          вызывает коррозию металлических деталей;

-          неочищенная вода образует накипь и шлам.

   Практически жесткость воды (количество  растворенных солей) может быть определена по тому, как смывается ею мыло с рук. Чем мягче вода (чем меньше солей), тем хуже смывается мыло. Если же руки намыливаются плохо, не образуется пена и мыло с рук смывается водой быстро, то такая вода является жесткой (присутствует двууглекислая и едкая известь).

   Воду обычно подразделяют на природную, питьевую (водопроводную), техническую и лабораторную (дистиллированная, бидистиллированная и деминерализированная).

   Пресной водой считают воду, содержащую до 1 г/л различных солей, солоноватой –до 25 г/л, соленой – свыше 25 г/л. Морская, океанская вода содержит солей от 8 до 35 г/л.

   Сегодня  практически не  существует абсолютно чистой воды, ранее такой была дождевая или талая снеговая вода.

   В природной воде (колодезная, ключевая, снеговая, дождевая, морская, минеральная) содержатся  растворенные соли:

-          бикарбонаты, хлориды, сульфаты кальция, магния, натрия и калия,

-          мелкие частицы (песок, глина, сера, окислы железа),

-          органические вещества (продукты разложения, гниения, бактерии),

-          растворенные газы (воздух, сероводород, углекислый газ, аммиак).

   При более точной регламентации жесткости воды ее подразделяют на временную и постоянную. Временная жесткость, вызываемая в основном присутствием в воде гидрокарбонатов кальция и магния, устраняется кипячением или добавлением специальных веществ. Постоянная жесткость, обусловленная сульфатами и хлоридами кальция и магния, устраняется перегонкой (дистилляцией). Жесткая вода – вода, содержащая много солей кальция и магния. Если этих примесей мало – вода мягкая.

   Теплопроводность накипи в 30-50 раз меньше теплопроводности металла, что снижает мощность двигателя и вызывает перерасход топлива. Коэффициент теплопроводности накипи 0,812-2,552 Вт/(м.К.)

 

Антифриз 

   К антифризу предъявляются следующие требования:

  1. Высокая теплоемкость и теплопроводность.
  2. Низкая температура замерзания (безопасная эксплуатация автомобиля практически при любых отрицательных температурах охлаждающего воздуха).
  3. Высокая температура кипения (нормальная работа двигателя в летнее время).
  4. Высокая температура воспламенения (обеспечивает безопасность при использовании).
  5. Малая вязкость, особенно при низких температурах (высокая затрудняет циркуляцию и снижает теплопередачу).
  6. Малая вспениваемость (при большой снижается теплопередача, возможет перегрев двигателя и образование паровых пробок).
  7. Низкая коррозионная активность (этот показатель является одним из решающих при оценке качества антифриза).
  8. Инертность к резиновым шлангам и уплотнителям.

Кроме общих требований на охлаждающие низкозамерзающие жидкости существует ГОСТ 28084-89, где представлены технические требования на различные виды охлаждающих жидкостей, которые, для наиболее популярной в средней полосе России жидкости с температурой замерзания минус 40oС.

   Предупреждение образования накипи.

  1. Вводят ренегат – хромпик (K2Cr 2O7) или азотнокислый аммоний (NH4N03), которые переводят соли накипи в растворимое состояние. В начале приготавливают концентрат: 100г. ренегата на 1 л воды. Далее, на 1 л среднежесткой воды добавляют 30-50 мл концентрата, для жесткой воды добавляют 100-130 мл на 1 л воды. При помутнении воды в системе охлаждения воду меняют.
  2. умягчение воды добавлением гексомета [Na(PO3)6], удерживающего соли накипи во взвешенном состоянии. Добавляют на 1 л воды среднежесткой – 0,2 г , жесткой – 0,3 г. Сливают воду из системы охлаждения.
  3. Воду кипятят 20-30 мин, отстаивают и фильтруют. Остаточная жесткость         2 мг-экв./л (2 ед.).
  4. Используют дождевую воду (не с металлических крыш), снег, лед из холодильника.
  5. Обработка воды реагентами. Кальцинированная сода (Na2CO3)-53 мг/л на 1 ед. Жесткости (примерно 5-10 г на 10 л воды) или тринатрийфосфат (Na3PO4) – 55 мг/л на 1 ед. Жидкости ( примерно 3-4 г на 10 л воды). Теплую (горячую) воду перемешивают с реагентом 20-30 мин, отстаивают, фильтруют. Остаточная жидкость не более 0,5-1,0 ед.
  6. Катионный обмен. Используют ионообменные синтетические смолы, сульфируемый уголь, пермутит и др. Фильтруют через катионный фильтр. Остаточная жесткость – 0,5-1,0 ед.
  7. Перегонка. Все растворимые соли остаются в перегонной емкости. Конденсат – дистиллированная вода.

   Очистка системы от накипи, растворы для удаления накипи.

  1. Техническая молочная кислота (0,6 кг на 1 кг воды, время обработки – 1 3 часа)
  1. Хромпик или хромовый ангидрид 0,2 кг на 1 кг воды – 8-10 часов.
  2. Соляная   кислота с замедлителями (ингибридами) кислотной коррозии        0,25-0,5 кг на 1 кг воды – 0,5-1,0 час.
  3. Смесь кальцинированной соды – 1-1,2 кг и хромпика 0,02-0,03 кг на 1 кг воды – 10-12 часов.

   Для лучшего приготовления раствора вещества желательно вводить в нагретую до 40-50°С воду.

   При использовании воды в системе охлаждения можно установить фильтр для накипи. Снимают резиновый шланг, идущий к верхнему бачку радиатора, с патрубка прикрепленного к головке блока. Вставить в патрубок сетку из латуни (желательно) так, чтобы снаружи осталось примерно 2 - 3 см. Затем вставить патрубок на место. Два-три раза в месяц проверять, так называемую, ловушку. По мере необходимости удалять из нее грязь.

   При сезонном обслуживании и не реже чем через 30000 – 40000 км, пробега автомобиля необходимо с целью удаления накипи, промывать систему охлаждения двигателя.

   Когда отложение накипи велики и накипь прочна (в случаи работы на жесткой воде) применяют химические способы очистки. Эти способы очистки направлены на разрушение нерастворимых солей накипи с помощью различных растворов.

   Состав некоторых растворов, применяемых для удаления накипи в двигателях с головками цилиндров из алюминиевых сплавов.

   При промывке насыщенным раствором тринатрийфосфата его в течение 2 – 3 дней работы автомобиля через каждые 12 часов доливают в систему охлаждения и радиатор раздельно, промывая водой.

   При проливе растворами хромового ангидрида и кальцинированной соды их заливают в систему и по истечению времени указанного в таблице №1 пускают и прогревают двигатель на малых оборотах холостого хода в течение 10 –20 минут, доводя раствор до кипения. После этого раствор при работающем двигателе сливают и одновременно систему промывают водой.

 

Таблица №1

                         Состав растворов, применяемых для удаления накипи.

 

 

Состав раствора

Количество на 10 литров воды

Время, потребное для удаления накипи

Насыщенный раствор тринатрийфосфата (100 г. на 1 литр воды)

50 – 100 см. куб.

2 – 3 дня

0,2 – процентный раствор хромового ангидрида

20 г.

8 – 10 часов

Смесь, состоящая:

-          кальцинированной соды,

-          хромпика,

-          раствор ингибированной соляной кислоты.

 

1000 – 1200 г

20 30 г

0,5 – 0,6 л

 

10 –12 и более

10 – 12 и более

1 – 2 и более

 

   При промывке раствором ингибрированоой соляной кислоты, сначала двигатель тщательно промывают водой ( в течение 10 15 мин). Затем заливают раствор, пускают двигатель и нагревают раствор до температуры не выше 60 – 70 град. Цельсия, после 10 минут работы двигателя раствор сливают, а систему тщательно (до 4 раз) промывают водой при работающем двигателе. Продолжительность первой и второй промывок по 5 минут, а последующие по 10 – 15 минут. При третьей промывке на каждый литр воды добавляют 5 грамм безводной соды и 5 грамм хромпика.

   Основные неисправности системы охлаждения.

   При неисправности системы охлаждения двигатель может перегреваться или переохлаждаться. Перегрев двигателя может возникнуть также из-за неисправности систем питания, смазки и зажигания, из-за недостатка жидкости, пробуксовывания ремня вентилятора, отложения грязи и накипи в системе охлаждения, повреждения термостата.

   Уровень охлаждающей жидкости может уменьшаться в результате вытекания или испарения. Вытекание жидкости из системы возникает при нарушении плотности соединения патрубков, кранов, повреждения трубок радиатора, сальников.

   Течь сальников можно устранить, заменив текстолитовую шайбу или весь сальник. Течи в соединениях патрубков со шлангами устраняют, подтягивая хомутики на шлангах. Поврежденный радиатор необходимо отремонтировать.

   Попавшую на ремень и шкив привода вентилятора смазку удаляют ветошью, смоченной в бензине. Для устранения ослабления натяжения ремня вентилятора необходимо ослабить гайки крепления генератора к регулировочному устройству и, отклоняя генератор от двигателя до нужного  натяжения ремня, затянуть гайку или болт крепления. Нормально натянутый ремень должен прогибаться на 10-15 мм при натяжении на него с силой в 10 кг.

   Неисправности, связанные с ремонтом радиатора или удалением накипи, устраняют в мастерской.

   Радиатор необходимо содержать в чистоте, так как при загрязнении ухудшается его теплоотдача.

Техническое обслуживание системы охлаждения.

   Периодичность замены антифриза в условиях нормальной эксплуатации, если не менялся состав жидкости систематическими доливами воды, через 60 000 км пробега, но не реже чем через два года. Во время замены охлаждающей жидкости, систему нужно промыть.

   Систему охлаждения промывают следующим образом:

                - заполняют систему охлаждения чистой водой, пускают двигатель, дают ему поработать до прогрева нижнего бачка радиатора и при  работающем на режиме холостого хода двигателя сливают воду через сливные отверстия радиатора и блока;

                - после охлаждения двигателя вновь заполняют систему чистой водой и повторяют указанную выше операцию. После промывки заливают охлаждающую жидкость.

   При использовании жесткой воды в качестве охлаждающей жидкости, систему промывают два раза в год с применением специальных веществ для очистки от накипи.

   Если на автомобиле установлен алюминиевый радиатор с пластмассовыми бачками, то применение воды не допускается.    

   Исправность работы термостата проверяют через каждые 20000км.

   Проверка герметичности системы охлаждения дизеля и состояния клапанов пробки радиатора

   В корпусе индикатора (рис. 3.7) помещен поплавок, с помощью которого фиксируется момент срабатывания клапанов пробки расширительного бачка, отрегулированных на определенное давление. При закрытых кранах 3, 13 создается давление в воздушном баллоне. С помощью редуктора оно устанавливается на 0,15 – 0,16 Мпа. Снятую с горловины расширительного бачка пробку закрепляют на стакане 5. При перекрытии крана 8 воздух подается в верхнюю полость стакана. Нижнюю полость стакана соединяют с индикатором 10 с помощью крана 8. Давление, действующее на паровой клапан, фиксируется манометром в момент поднятия поплавка в индикаторе. Затем соединяют индикатор с нижней полостью стакана, а воздух подают из воздушного баллона в верхнюю полость и фиксируют давление, при котором открывается воздушный клапан пробки.

   Для проверки герметичности системы охлаждения надо на горловину расширительного бачка вместо пробки установить насадку индикатора, соединенную с краном 3. При закрытых кранах 3 и 13 редуктором создают давление 0,6 – 0,7 Мпа и открывают кран 3. По секундомеру и манометру следят за изменением давления в системе охлаждения.

   Одновременно с проверкой герметичности системы можно проверить на работающем двигателе и состояние прокладки головки цилиндров. Для этой проверки устанавливают минимальную частоту вращения коленчатого вала и наблюдают за показаниями манометра. Колебание стрелки манометра свидетельствует о поступлении газов из цилиндров в систему охлаждения, то есть, о повреждении прокладки или самой головки цилиндров.

Система охлаждения ВАЗ-2106

 

   Особенности устройства.

      Назначение системы охлаждения.

Температура газов в цилиндрах работающего двигателя достигает 1800...2000 °С. Только часть выделяемого  при этом тепла (для карбюраторных двигателей – 21...28 %) преобразуется в полезную работу. Часть тепла (12...27%) отводится с охлаждающей жидкостью, в противном случае детали двигателя перегреваются и резко возрастает их износ (вследствие их расширения).

   Чрезмерное повышение температуры двигателя, кроме того, приводит к выгоранию смазки.

   Значительное снижение температуры работающего двигателя также нежелательно. В переохлажденном двигателе мощность снижается за счет потери тепла, увеличиваются потери на трение из-за более густой смазки, часть рабочей смеси конденсируется, смывая смазку со стенок цилиндра, и увеличивается износ деталей. В переохлажденном двигателе увеличивается коррозийный износ стенок цилиндров в результате образования серных и сернистых соединений.

   Из выше перечисленного следует, что система охлаждения служит для поддержания нормального теплового режима двигателя и для отвода излишек тепла вне зависимости от условий эксплуатации.

   На автомобиле «Жигули» применена жидкостная система охлаждения закрытого типа с принудительной двухконтурной циркуляцией охлаждающей жидкости.

 

   Устройство и состав жидкостной системы охлаждения.

   К системе жидкостного охлаждения относятся: полость охлаждения блока и головок цилиндров (рубашка охлаждения), радиатор, водяной насос, вентилятор, жалюзи, термостат, соединительные шланги, указатель температуры охлаждающей жидкости. Кроме того, в системе есть еще расширительный бачок.

   Нагретые детали работающего двигателя охлаждаются, отдавая тепло жидкости, которая с помощью насоса поступает в рубашки охлаждения. Эта жидкость нагнетается в радиатор, охлаждается в нем и вновь поступает в рубашку охлаждения цилиндров и далее в головку цилиндров. Таким образом в системе охлаждения осуществляется беспрерывная циркуляция жидкости. Охлаждению жидкости в радиаторе способствует вентилятор, создающий интенсивный поток  воздуха через его сердцевину.

   Интенсивность  охлаждения регулируется термостатом или жалюзи.

   Для контроля нагрева охлаждающей жидкости в рубашке охлаждения головки цилиндров установлен электрический датчик, соединенный с указателем температуры охлаждающей жидкости, который находится на щитке приборов.

   Насос охлаждающей жидкости центробежного типа, приводится в действие от шкива коленчатого вала клиновидным ремнем 15 (рис. 3. 60).

   Насос лопастного типа, предназначен для принудительного перекачивания охлаждающей жидкости из радиатора в рубашку охлаждения. Насос установлен в передней части блока цилиндров и состоит из корпуса, вала, крыльчатки, подшипников и уплотнителя.

   Корпус насоса имеет подводящее и отводящее отверстия, кроме этого, еще и приемное отверстие для шланга отопителя. В передней части насоса выполнен прилив, в котором на двухрядном подшипнике установлен вал насоса с напрессованной на внутреннем его конце крыльчаткой. Во избежание вытекания охлаждающей жидкости в корпусе насоса около ступицы крыльчатки установлен уплотнитель. В связи с тем, что при попадании воды в подшипники они быстро выходят из строя, для удаления попавшей сюда влаги в корпусе сделаны дренажные отверстия.

   На переднем конце вала водяного насоса напрессована ступица, к которой болтами прикреплена крыльчатка вентилятора и шкив привода. Насос и вентилятор приводятся  в действие клиновидным ремнем, который соединен со шкивом коленчатого вала. Этим же шкивом приводится в действие и генератор.

      Вентилятор 11 с электроприводом, имеет четырехлопастную крыльчатку, установленную на

валу электродвигателя. Включение и выключение электровентилятора осуществляется датчиком в зависимости от температуры охлаждающей жидкости типа ТМ-108, ввернутым в нижний бачок радиатора.

   Термостат 18 с твердым термочувствительным наполнителем имеет основной 9 (рис.3.66) и перепускной 2 клапаны. Начало открытия основного клапана при температуре охлаждающей жидкости 77 - 86° С, ход основного клапана не менее 6 мм.

      Расширительный бачок служит для компенсации изменения объема жидкости, возникающего во время работы двигателя. Бачок изготовлен из полупрозрачной пластмассы, поверхность его ребристая. На поверхности бачка нанесена метка «Min» для облегчения контроля за уровнем жидкости. Соединительный штуцер имеет трубку, опущенную в бачок, благодаря которой облегчается конденсация пара. В верхней части бачка расположена наливная горловина, закрывающаяся пробкой с клапаном, срабатывающим при давлении, близком к атмосферному. Бачок соединен с верхней горловиной радиатора прорезиненным шлангом.

    Пробка радиатора закрывается герметично, что уменьшает потери воды от испарения или расплескивания. Паровой клапан предохраняет систему, и особенно радиатор, от разрыва и выпучивания: он открывается, когда охлаждающая жидкость закипает, и давление в системе возрастает.  Воздушный клапан предотвращает деформацию радиатора во время охлаждения (конденсации паров) охлаждающей жидкости. При разрежении, он открывается и в радиатор поступает воздух. В герметично закрытую систему охлаждения не нужно часто доливать охлаждающую жидкость, это уменьшает отложение накипи на стенках рубашки головки и блока цилиндров и не ухудшает теплопередачу стенок.

   Радиатор – вертикальный, трубчато-пластинчатый, с двумя рядами трубок и стальными лужеными пластинами. В пробке 8 (см. рис.3.60) заливной горловины имеются впускной и выпускной клапаны.

   Радиатор служит для  охлаждения нагретой жидкости за счет отдачи тепла через стенки трубок в окружающую атмосферу. Он состоит из верхнего и нижнего бачков, сердцевины, деталей крепления и патрубков. Материалом для радиатора чаще всего служит латунь. Сердцевина радиатора выполнена из отдельных вертикальных трубок, между которыми находятся поперечные горизонтальные пластины, придающие радиатору жесткость и увеличивающие поверхность охлаждения. Трубки, а вернее концы их впаяны в верхний и нижний бачки.

   В нижнем и верхнем бачках имеются патрубки для соединения с рубашкой охлаждения двигателя.

   Закрытая система жидкостного охлаждения называется так потому, что у такой системы радиатор не имеет непосредственного сообщения с атмосферой, то есть это сообщение осуществляется через клапаны пробки: воздушный и паровой (см. рисунок).

   Паровой клапан не допускает повышения давления в системе охлаждения выше атмосферного более, чем на 0,25-0,5 кГ/кв.см. (0,02-0,05 Мпа). За счет этого повышается температура кипения жидкости в системе и значительно снижаются потери  ее от испарения. При большом давлении в системе клапан автоматически открывается.

   При охлаждении жидкости открывается воздушный клапан, препятствуя образованию разрежения в системе и предохраняя тем самым бачки и трубки радиатора от деформации под действием атмосферного давления.

   В результате применения герметичной системы охлаждения повышается температура кипения охлаждающей жидкости, обычно для герметичных систем она находится в пределах 110-115°С. Герметичность системы обеспечивается применением специальной пробки заливной горловины радиатора (см. рисунок на стр. 1) с двумя клапанами. Пароотводная трубка горловины сообщается шлангом с расширительным (конденсационным) бачком. В случае нагрева жидкости она расширяется и давление в верхнем бачке повышается. В связи с тем, что бачок герметизирован, давление в нем возрастает, но кипение жидкости до определенного времени не происходит. Когда избыточное давление в верхнем бачке радиатора достигнет величины в 0,5 кгс/кв.см., открывается выпускной (паровой)  клапан и кипящая жидкость по пароотводному патрубку и шлангу устремляется в расширительный бачок. При выходе кипящей жидкости (пара) через отверстия трубки в расширительный бачок происходит конденсация пара, и жидкость, удаленная от источника тепла, постепенно остывает. При понижении температуры жидкости в верхнем бачке радиатора уменьшается ее объем. В бачке образуется разрежение. При этом открывается впускной (вентиляционный) клапан пробки и жидкость из расширительного бачка поступает в верхний бачок радиатора. Таким образом уравновешивается давление и исключается потеря жидкости на испарение. При значительном перегреве двигателя, когда расширительный бачок находится под чрезмерно большим избыточным давлением, открывается смонтированный в корпусе пробки расширительного бачка резиновый клапан и выпускает избыток пара в атмосферу. Обязательно  после остывания двигателя в расширительный бачок необходимо долить охлаждающую жидкость. Доливать ее нужно на 3-4 см выше риски «MIN».

      Рубашка охлаждения состоит из полостей и каналов, выполненных при отливке в блоке цилиндров, головке блока, вокруг впускного трубопровода и около смесительной камеры карбюратора. Жидкость, поступающая из головки цилиндров в рубашку впускных трубопроводов и смесительной камеры карбюратора, служит не для охлаждения, а для подогрева их, так как при прохождении воздуха с большой скоростью происходит значительное охлаждение впускных патрубков, в результате чего ухудшается образование рабочей смеси.

 

      Проверка уровня и плотности жидкости в системе охлаждения.

   Правильность заправки системы охлаждения проверяется по уровню жидкости в расширительном бачке, который на холодном двигателе при (15 - 20° С) должен находиться на 3 – 4 см выше метки «MIN», нанесенной на расширительном бачке.

   Предупреждение.

Уровень охлаждающей жидкости рекомендуется проверять на холодном двигателе, так как при нагревании ее объем увеличивается, и у прогретого двигателя уровень жидкости может значительного подняться.

   При необходимости проверьте ареометром плотность охлаждающей жидкости, которая должна соответствовать для жидкости ТОСОЛ А – 40 1,078 – 1,085 г/см3.

   Если уровень жидкости в бачке ниже нормы, а плотность выше нормы, то доливайте дистиллированную воду.

   Если плотность жидкости в системе охлаждения ниже нормы, а автомобиль будет эксплуатироваться в холодное время годе, то необходимо заменить охлаждающую жидкость.

Предупреждение.

Система охлаждения должна быть полностью заполнена  охлаждающей жидкостью. Если жидкости не достаёт 5 – 7  % от ёмкости системы, может прекратиться её циркуляция, что при низких температурах приводит к образованию накипи, а при высоких температурах к перегреву двигателя.

Рис.3.60. Система охлаждения: 1 – трубка отвода жидкости от радиатора отопителя в насос охлаждающей жидкости; 2 – шланг отвода горячей жидкости из головки цилиндров в радиатор отопителя; 3 – перепускной шланг термостата; 4 – выпускной патрубок рубашки охлаждения; 5 – подводящий шланг радиатора; 6 – расширительный бачок; 7 – рубашка охлаждения; 8 – пробка радиатора; 9 – радиатор; 10 – кожух вентилятора; 11 – вентилятор с электроприводом; 12 – резиновая опора радиатора; 13 – шкив привода насоса охлаждающей жидкости; 14 – отводящий шланг радиатора; 15 – ремень привода насоса; 16 – насос; 17 – шланг подачи охлаждающей жидкости в насос; 18 – термостат. Стрелками указано направление движения жидкости.

  

Заправка системы охлаждения жидкостью.

   Заправка производится при смене охлаждающей жидкости или после ремонта двигателя. Операции по заправке выполняйте в следующем порядке:

-          снимите пробки с радиатора и расширительного бачка, откройте кран отопителя;

-          залейте охлаждающую жидкость (9,6 л) в радиатор (жидкость заливается до тех пор пока она не будет выливаться из горловины) и поставьте на место пробку радиатора;

-          долейте оставшуюся жидкость в расширительный бачок и закройте его пробкой;

-          запустите двигатель и дайте ему поработать на холостом ходу для удаления воздушных пробок.

   После остывания двигателя проверьте уровень охлаждающей жидкости. Если уровень ниже нормального, а в системе охлаждения нет следов подтекания, то долейте жидкость

   Термостат.

Рис. 3. 66 Термостат: 1 – входной патрубок (от двигателя); 2 – перепускной клапан; 3 – пружина перепускного клапана; 4 – стакан; 5 – резиновая вставка; 6 – выходной патрубок; 7 – пружина перепускного клапана; 8 – седло основного клапана; 9 – основной клапан; 10 – держатель; 11 – регулировочная гайка; 12 – поршень; 13 – входной патрубок (от радиатора); 14 – наполнитель; 15 – обойма; Д – вход жидкости от двигателя; Р – вход жидкости от радиатора; Н – выход жидкости к насосу

Термостат служит для ускорения подогрева двигателя после его пуска и для поддержания необходимой температуры охлаждающей жидкости. Он состоит из корпуса, термоэлемента, имеющего высокий коэффициент объемного расширения, двух (основного и перепускного) клапанов и горловин.

   При горячем двигателе  охлаждающая жидкость в системе охлаждения двигателя циркулирует по большому контуру – от нижнего бачка радиатора по шлангу она подается в корпус термостата и через канал, открытый основным клапаном, в корпус водяного насоса.

   При холодном двигателе основной клапан термостата закрыт и байпасный (перепускной)  клапан открыт. При  этом охлаждающая жидкость циркулирует по малому контуру – от водяного насоса подается в рубашку охлаждения блока и головки цилиндров. Далее по перепускному шлангу через канал, открытый байпасным клапаном, жидкость поступает в термостат и к водяному насосу, что обеспечивает быстрый подогрев двигателя.

   Термочувствительный элемент  термостата состоит из стакана, внутри которого завальцована резиновая вставка и находится твердый наполнитель [смесь церезина (нефтяной воск) с медным порошком]. В резиновой вставке размещен полированный стальной поршень, посаженный на резьбе в держателе и стопорящийся регулировочной гайкой. На стакане установлен основной клапан термостата, на который воздействует пружина, прижимая его к седлу держателя. При закрытом клапане перекрывается доступ жидкости от нижнего бачка радиатора и входного патрубка. Сверху стакана в обойме установлен байпасный клапан, на который воздействует пружина.

   Основной клапан находится в закрытом положении, пока температура охлаждающей жидкости ниже 80°С.

   При дальнейшем повышении температуры жидкости твердый наполнитель расширяется, сжимает резиновую вставку и вытесняет поршень. Однако в действительности в связи с жестким креплением поршня происходит обратный процесс – резиновая вставка начинает скользить по поршню и вместе со стаканом и основным клапаном поднимается вверх. При этом открывается перепускной канал термостата и сжимается пружина основного клапана, одновременно начинает закрываться байпасный клапан.

   Таким образом, некоторое время при температуре в пределах 80-94°С циркуляция идет одновременно по двум контурам, а при нагреве жидкости до 94-96°С байпасный клапан полностью закроется и будет продолжаться циркуляция охлаждающей жидкости только по большому контуру. Под температурой, соответствующей началу открытия клапана, понимается такая температура, при которой ход основного клапана составит 0,1 мм. Эта температура должна находиться в пределах 80-83°С. Полный ход клапана при нагреве жидкости до 94-96°С должен быть не менее 8 мм.

   У термостата следует проверить температуру начала открытия основного клапана и ход основного клапана.

   Для этого термостат установите на стенде БС-106.000, опустив в бак с водой или охлаждающей жидкостью. Снизу в основной клапан 9 (рис. 3.66) уприте кронштейн ножки индикатора.

   Начальная температура жидкости в баке должна быть 73 - 75° С. Температуру жидкости постепенно увеличивайте примерно на 1° С в минуту при постоянном перемешивании, чтобы она во всем объеме жидкости была одинаковой.

   За температуру начала открытия клапана принимается та, при которой ход основного клапана составит 0,1 мм.

   Термостат необходимо менять, если температура начала открытия основного клапана не находится в пределах 81⁺⁵₋₄° С или ход клапана менее 6 мм.

   Простейшая проверка термостата может быть осуществлена на ощупь непосредственно на автомобиле. После запуска холодного двигателя при исправном термостате нижний бачок радиатора должен нагреваться, когда стрелка указателя температуры жидкости находится примерно на расстоянии 3 – 4 мм от красной зоны шкалы, что соответствует 80 – 85 ° С.

   Радиатор.

Предупреждение

Чтобы не повредить радиатор, отворачивая сливную пробку 7 нижнего бачка, вторым ключом поддерживайте штуцер пробки, впаянный в радиатор. Пробку отворачивайте торцовым или накидным ключом, чтобы не повредить грани пробки.

   Снятие с автомобиля:

-          слейте жидкость из радиатора 1 (рис. 3. 67) и блока цилиндров, удалив сливные пробки в нижнем бачке радиатора и на блоке цилиндров; кран отопителя салона при этом откройте, а пробку 2 радиатора удалите с заливной горловины;

-           отсоедините шланги от радиатора и провода от электродвигателя 4 и его датчика 6;

-           отверните болты и снимите кожух 5 вентилятора с электродвигателем 4;

-           выньте радиатор из отсека двигателя, отвернув болты крепления его к кузову.

   Проверка герметичности. Герметичность радиатора проверяется в ванной с водой. Заглушив трубки радиатора, подведите к нему воздух под давлением 0,1 Мпа (кгс/см2) и опустите в ванну с водой не менее чем на 30 секунд. При этом не должно наблюдаться травления воздуха.

   Незначительные повреждения запаяйте мягким припоем, а при значительных повреждениях, замените радиатор новым.

   Допускается глушение (обязательно с двух сторон) не более 1,5 % охлаждающих трубок радиатора.


© vmednik1

Конструктор сайтов - uCoz